Протоиерей Василий (Галета)
Это тот священник, который искру православной веры пронёс через всю свою жизнь. Он пережил и времена атеизма, и стахановские будни советских времён, когда работая на заводе, он параллельно служил в церкви, добросовестно исполняя свой священнический долг. Он пережил и разрушение храма, в котором молился ещё мальчиком, и его воспоминания об этом это отдельная яркая и живая страничка в почти забытой и уходящей истории. А его проповеди, которые он старательно записывал на протяжении всей жизни, заставляют нас как бы оглянуться на прожитые в суете дни и хоть на мгновение задуматься о вечности. А ведь от правды не убежишь, жизнь-то наша так скоротечна... Просим ваших святых молитв о упокоении приснопамятного протоиерея Василия, с которым нас связывала искренняя священническая дружба, и во многих вопросах он был для меня настоящим духовным наставником.
Иером. Антоний, благочинный монастыря Св. преп. Саввы Освященного (Чельтер-Мармара, Крым).
Молебен Илье пророку от бездождия
(Этот случай произошел со священником после рукоположения).
Несколько человек зашли в церковную лавку и стали заказывать молебен на послание дождя. Батюшка случайно оказался рядом, и усомнился, а надо ли заказывать дождь. Работница лавки резко оборвала молодого батюшку, который хотел высказать свои сомнения, и сказала, что его дело выполнять заказ, а не рассуждать. Таким образом, получив заказ, батюшка стал усердно его выполнять и отслужил молебен пророку Илье с акафистом.
Именно в этот день, примерно в то время, когда совершался молебен, внезапно почернело небо, усилился ветер, началась гроза и полил дождь. Шел он недолго - минут двадцать, затем так же внезапно, как и начался прекратился. Небо стало голубое и спокойное.
Вскоре пришли и заказчики дождя, чтобы высказать свое недовольство. Разыскали батюшку и стали перечислять убытки от дождя. Все огороды оказались залиты дождем, и урожай накрыло грязью. А что осталось – повымывало бурными потоками воды. Так что от молебна одни убытки.
Тогда священник им и говорит: "Вот видите не дождь вам нужен, а урожай. И молиться следовало не о дожде, а о урожае. Если бы послушали меня, то были бы с урожаем, а не с дождем. Что просили, то и получили!"
Молитва женщины экстрасенса
Батюшка готовился к службе. Еще никого из прихожан не было. Зашла в Церковь женщина, поздоровалась и сразу же начала укорять его в том, что он несправедлив к экстрасенсам. Что у экстрасенсов дар от Бога и они помогают людям.
- Вы думаете, что ваш дар от Бога?- спросил священник.
-Да,- она отвечает.
- Тогда давайте поступим так: подойдем к иконе Божией Матери и каждый из нас будет молиться. И Матерь Божия нас рассудит.
Начали молиться. Не прошло и пяти минут, как женщина вцепилась пальцами в шею священника и стала кричать:
- Ты лишил меня Божьего Дара!!!
Гнев и злоба перекосили ее лицо, глаза дико смотрели на батюшку. Освобождаясь от цепких пальцев на шее, как можно спокойнее, он сказал:
- Женщина, успокойтесь! Все было, как мы и договаривались. Кто я такой, чтобы лишать вас Божьего Дара? Я что больше Бога? Теперь вы сами видите от кого ваш "дар".
Женщина горько заплакала и ушла. К сожалению батюшка ее больше не видел и дальнейшая судьба ее не известна.
Так Бог услышал молитву женщины экстрасенса.
«Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Тов.12: 7)
Село было большое и красивое. Посреди села стояла не менее красивая церковь. Село пролегло словно белая река – белые домики посреди зеленых берегов – садов. В одном из таких домиков жила наша тетя. Она встретила нас вся в белой одежде, жизнерадостная и светлая, как и село. Достаточно приветливо предложила располагаться. Пока мама обустраивалась в гостях, ребенок решил осмотреть окрестности. Пошел в сторону церкви. Церковь была ограждена забором с калиткой. На калитке висел замок. Обойдя часть забора и не найдя лаза, ребенок решил закончить свои исследования и идти домой. Вдруг, он увидел мужчину в интересных одеждах. Тот подошел к церковной калитке, остановился, перекрестил калитку, сам перекрестился и калитка резко открылась. Не прикасаясь к калитке, открыл ее и пошел к церкви. Ребенок не знал как относиться к этому событию. Чувство страха победило любопытство и он решил, уйти домой.
- Где ты болтаешься? Не успел прийти, как его где-то носит! – так встретила его мама.
- Я ходил к церкви и видел бородатого мужчину. Он перекрестил калитку и она открылась.
- Ой, не бреши.
- Зачем мне брехать,- обиделся ребенок,- я рассказал как было.
- Этого не может быть, - категорически отрезала мать.
На следующий день, утром, ребенок привел себя в порядок и пошел к столу. Стол был пуст. Через час потребовал кушать, это вызвало всеобщий смех, но разъяснений никаких не последовало. Начал плакать и просить есть. Тогда объяснили, что сейчас служба в Церкви идет, как только служба закончится, то все сядут за стол. Ребенок с недоверием посмотрел на окружающих. «Кажется не врут»- подумал он. Но тогда, что такое Церковь, что даже кушать нельзя пока там служба. И дом необыкновенной формы, и калитка открывается крестом, а «служба», что это такое?
-А мне можно ходить в Церковь? А можно я схожу, посмотрю, когда служба закончится? А как одеться?
Получив ответы на свои вопросы, ребенок с замирающим сердцем пошел к церкви. Возле открытой калитки остановился, внимательно осмотрел ее, ничего не найдя на ней такого, чем можно было бы открыть ее на расстоянии, пошел к храму. Вошел в храм. Самое страшное, как ему тогда казалось - быть в центре внимания. Но никто не заметил зашедшего в храм ребенка.
Невозможно описать радость, охватившую сердце ребенка. Ангельское пение хора, молитвенный призыв священника, Евангельская роспись храма на стенах, привели ребенка в восторг! Душа ликовала! Дьякон посматривал на него по-отечески нежно, ободряюще, взгляд его говорил: «Молодец! Молодец, что пришел! Пришел сам без принуждения!» И отзывчивое детское сердце было благодарно ему за участие. Хор пел слажено и красиво, казалось, ангельское пение опускается с небес, с купола, на землю и разливается по церкви. Прихожане усердно молились, словно по команде, одновременно крестились, правильно ложа на себя крестное знамение. Служба шла чинно и слаженно и неожиданно закончилась.
Ребенок побежал домой, сообщить, что служба закончилась – можно кушать. Какое же его ожидало разочарование, когда он, влетев в дом, узнал, что все давно покушали, а ему сказали, чтобы ел сам.
На следующий день, не спеша поднявшись, и не ожидая завтрака, стал думать, а не пойти ли в церковь, ведь там не хочется кушать, как вдруг предложили есть. На вопрос, а где же остальные, ответили, что на работе – ты один лодырничаешь, поэтому позже всех кушаешь. Позже, со временем, ребенок понял, что едят после службы только по воскресениям, а утром рано – в остальные дни. Служба в церкви - в субботу вечером и днем в воскресение. Начало и окончание службы возвещает колокол и не надо идти в церковь, чтобы знать окончание службы. Колокол оповещал жителей села о начале службы, о чтении Евангелия, о пении «Верую», о завершении службы. Но это ребенок понял позже, а пока он с каждой службой открывал для себя что-то новое, как губка, впитывая в себя все происходящее в храме.
Пение уже не казалось сплошной мелодией, а начал слышать слова и сам тихонько подпевал хору. Особенно нравились ектении дьякона. Дьякона он считал главным действующим лицом церкви – ведь дьякон говорил ектении, кадил, читал Евангелие, пел со всеми «Верую» и «Отче наш». Казалось, все было обследовано, не понятны оставались две очереди, образующиеся в конце службы. Спросить было не у кого – в храме все были заняты каждый своим делом. Решил спросить у тетки. Но тетя, как-бы упреждая расспросы, сама стала расспрашивать не употреблял ли меду, что батюшка раздает и посоветовала стать «у очередь», где батюшка с чашей.
С нетерпением ждал следующего воскресения. С утра, пораньше, пошел к церкви. Как всегда спрятался. Но и на этот раз батюшка, подойдя к калитке, оглянулся вокруг и взгляды его и мальчика встретились. Тогда батюшка, глубоко вздохнув, полез в карман за ключем, долго ковырял им в замке, наконец открыл его, открыл калитку и пошел к храму. Ребенок понял, что священник не хочет демонстрировать своих возможностей. Он подождал немного и пошел в храм. Как всегда в храме каждый был занят своим делом. Он, счастливый от того, что никому не мешает, стал ждать, когда запоет хор. Наконец началось. Как всегда великолепно выглядел дьякон, как всегда великолепно пел хор, как всегда радостное и торжественное чувство охватило ребенка. Он, как ему казалось, был на седьмом небе. Наконец все выстроились в красивую очередь и ребенок стал со всеми. Неожиданно стали толкать вперед. Ребенок, не понимая, что происходит, пошел вперед. Возле чаши батюшка ласково спросил:
- Сколько тебе лет?
- Семь.
- Такой большой мальчик! Иди вон к тому батюшке. Видишь, люди стоят у батюшки. Иди туда.
Ребенок покорно побрел в указанном направлении, соображая, что происходит.
- Меня к вам прислали, - чуть не плача сказал ребенок.
- Хорошо, хорошо, иди к чаше, только не становись в очередь, а иди в самый перед, - сказал батюшка и благословил ребенка.
Воодушевленный добрым словом, ребенок опять пошел к чаше. Батюшка с чашей сказал:
- Я же тебе говорил, чтобы шел к тому батюшке.
- Я там был…
- Причащай, причащай, - воскликнул исповедывающий батюшка. – Я благословил.
Получив причастие, теплоту и антидор ребенок вышел на крыльцо, так и не поняв, где был мед. Присел, чтобы подвести итоги и сделать выводы из происшедшего, чтобы не допускать в будущем ошибок.
Вдруг, его внимание привлекли залетевшие в храм голуби. Характерный звук от взмаха их крыльев разносился по всему храму. Они кружились над чашей и садились то на священника, то на дьякона, подлетали к лжице и склевывали причастие, так что причащающиеся брали в рот пустую ложку. В храме все делали вид, что не видят голубей, но самое поразительное, причащающиеся тоже делали вид, что жуют и проглатывают не существующие Дары. При этом они смешно вращали глазами. Это было так смешно, что ребенок засмеялся. Смех разлился по всей церкви и был такой силы, что ребенок сам вздрогнул. Все стали смотреть в его сторону.
- Что случилось? – Спросил священник.
- Голуби, которые летают вокруг вас, склевывают из ложки и вы даете пустую ложку, но это не смешно. Смешно вращают глазами те, кто получает пустую ложку, - ответил ребенок, уверенный, что все видели голубей.
После службы батюшка подошел к ребенку и тихонько спросил о голубях. Ребенок, уверенный, что голубей видели все, только не рассмотрели подробностей, стал подробно рассказывать как те летали и склевывали причастие из ложечки, а затем, когда закончились причастники – улетели.
- Что ты еще видел? – спросил батюшка.
- Я видел, как вы открывали церковную калитку, - ответил ребенок, думая, что услышит хоть какое-то пояснение увиденному.
- Об этом никогда никому не рассказывай, - попросил он. И, меняя тему, спросил:
- Ты знаешь, что ты сегодня употребил?
- Тетя сказала мед, но я не понял, где он был.
- Не мед, а тело и кровь Господа под видом хлеба и вина. Иди домой, дома тебя заждались.
И, действительно, дома никто еще не ел, все ждали мальчика из церкви.
- Ты ведь причащался, поэтому должен кушать вместе со всеми, - объяснила тетя, подавая на стол.
На следующее воскресение люди собрались в храме, но батюшки не было.
- Епископ наложил на батюшку епитимию, - поговаривали люди между собой.
Службы не было и в последующее воскресение. На этот раз церковь была замкнута, и только замок не запирал калитку, а висел на ней. Не было службы и в последующие воскресения. Как-то, встретив в селе кого-то из церковных людей, ребенок спросил, почему в церкви нет службы. Ему ответили, что нет батюшки, он обокрал церковь и сбежал куда-то.
Еще долгое время ребенку во сне слышалось церковное пение и видел во сне, как ходит он вокруг ограды Церкви и рассматривает калитку, ища хитроумное приспособление, которое отмыкало замок и открывало калитку. Это постоянно волновало ребенка и он, несмотря на запрет батюшки, все-же задал вопрос учительнице, когда та, думая, что услышит один из детских вопросов типа: почему шатаются деревья, сказала: «Задавайте мне любой вопрос и я вам на него отвечу».
- Как открылась церковная калитка, замкнутая замком, когда ее перекрестил священник?
- Служители культа любят обольщать людей, поэтому достижения науки они ставят себе на службу. Следовательно, имело место хитроумное приспособление, - Бодро ответила она.
Пока говорила учительница, перед глазами ребенка возник образ того самого священника, и он повторил слова: «никогда никому не рассказывай об этом». Поэтому мальчик сделал вид, что удовлетворен ответом и не стал говорить, что батюшка никого не обольщал. Но он был твёрдо уверен, что батюшка силою Божиею открывал калитку без ключа и по настоящему был благодатным Священником и не мог сделать что-либо преступного против Церкви и людей. Ведь церковь закрыли, а другого батюшку не назначили. А значит, дело было в чём-то другом, но вот в чём… Он понял это много лет спустя, когда эту сельскую Церковь разрушили до основания, так и никогда не восстановив…
В зрелом возрасте, в Церкви, видя современных прихожан, бывший ребенок, впоследствии ставший священником, думал: как далеко нам до тех, кого в те годы Бог миловал, не допуская до Причастия, а как живём сейчас мы, имея в изобилии всё для спасения наших душ?